Основа ведения учета в 1С – это операция ввода документа пользователем. Один документ оформляет одну произошедшую хозяйственную операцию (например – продали три утюга).
Вопрос в том, что в жизни организации существуют не единичные операции, а целые цепочки хозяйственных операций, связанные логически, которые называют бизнес-процессами 1С. Каждую отдельную операцию из этой цепочки могут выполнять разные сотрудники, а контролировать – еще другие.
Примеры бизнес-процессов 1С — оформление покупателем заказа с последующей оплатой и отгрузкой:
- Принять заказ (девочка оператор)
- Ожидание поступление денежных средств (платежку загружают из клиент банка в бухгалтерии)
- Формирование сбора заказа на складе (складские работники)
- Согласование отгрузки (начальнег)
- Отгрузка (грузчики).
Каждую из этих операций возможно оформить в 1С. Каждую оформляют разные сотрудники разных отделов.
Вопросы:
- Как сообщить каждому следующему пользователю, что ему пора выполнять действия в этом бизнес процессе 1С?
- Как связать события в одну цепочку и оставить для истории потомкам?
- Как проконтролировать цепочку от начала до конца и понять когда все ок?
Бизнес процессы 1С
Сначала разберемся в терминах.
В бизнесе, бизнес-процесс означает организованную цепочку хозяйственных операций или организационных действий, необходимых для выполнения всей задачи.
В 1С бизнес-процесс означает организованную цепочку точек, в которых платформа 1С обеспечивает автоматически (варианты):
- Постановка задачи пользователю на выполнение чего-либо
- Выполнение программы на языке 1С (например в случае, когда нужно создать автоматически какой-либо документ)
- Автоматически выбрать путь, по которому пойдет цепочка далее, в зависимости от условий.
Хозяйственные операции (вернее их оформление) при ходе бизнес-процесса 1С выполняется:
- Или автоматически создаются и проводятся документы (выполняемой часть программы)
- Или пользователем вручную, когда ему ставится такая задача.
Бизнес-процессы 1С и задачи 1С
Мы обсуждали задачи 1С недавно. Это объект 1С, который является информационной напоминалкой пользователю о необходимости выполнить какие-то действия.
Бизнес-процессы 1С и задачи сильно связаны, так как в простом случае бизнес-процесс 1С является цепочкой таких задач, формируемых последовательно разным пользователям.
При старте формируется задача первому пользователю. Он отметил ее как выполненную. Система автоматически создает вторую задачу другому пользователю. И так далее.
Один бизнес-процесс 1С связан с одним видом задач, созданным в конфигураторе. Для указания вида задач, который будет формироваться, нужно в конфигураторе зайти в бизнес-процесс 1С и на закладке Основные указать свойство Задача.
Обычно в конфигурации создают один вид задач – универсальный и все бизнес-процессы 1С использует ее.
Однако имеется следующее затруднение — для разных задач часто требуются разные формы. Для одной задачи на форме нужно выбрать товары, для другой проекты. Как быть?
Из этого находят следующий выход:
- В задаче создают универсальную форму
- В событии ПередОткрытием() этой формы задачи:
o Определяют какой бизнес-процесс 1С выполняется
o Определяют какая точка бизнес-процесса 1С выполняется
o Открывают нужную форму этого бизнес процесса 1С.
Карта маршрута бизнес-процесса 1С
Итак бизнес-процесс 1С состоит из цепочки точек выполнения. Цепочка точек настраивается на карте маршрута бизнес-процесса 1С. Чтобы открыть карту маршрута нужно нажать правой кнопкой на бизнес-процесс 1С и выбрать пункт меню Открыть карту маршрута.
Чтобы создать новую точку – просто перетащите ее на карту маршрута со специальной панели снизу.
Виды точек:
- Старт
Первая точка маршрута. Чтобы карта была корректной, на ней должна быть хотя бы одна точка старта. У сложных бизнес-процессов 1С точек маршрута может быть несколько.Точка старта (и завершения) не формирует задач никому.
- Завершение
Это точка, на которой ход бизнес-процесса 1С автоматически завершается. Несколько точек (вариантов) завершения используются достаточно часто (например, успешный вариант или отказ). - Точка действия (желтый квадрат)
Означает, что будет создана задача 1С и адресована пользователю.Пользователь увидит ее в списке, выполнит какие-либо действия, установит в задаче галочку Выполнена и бизнес-процесс 1С двинется дальше по цепочке.
В свойствах точки действия можно назначить обработчик события ПередСозданиемЗадач(), который часто используется для заполнения реквизитов задачи, чтобы указать пользователю – в каких его действиях заключается «выполнение задачи».
Адресацию задачи (т.е. направить ее нужно пользователю или группе пользователей) можно установить двумя способами:
o Динамически в обработчике ПриСозданииЗадач() заполнять из кода 1С
o Если в задаче 1С уже созданы реквизиты адресации, в бизнес-процессе 1С уже указана Задача 1С, то в свойствах точки внизу, в разделе Адресация будут отображены все реквизиты адресации задачи, где можно выбрать тот набор реквизитов адресации, который нужен; ограничение – возможно выбирать только предопределенные элементы справочников.Если установить галочку Групповая в свойствах, то это означает, что задач может быть создано несколько. Сами задачи (кроме первой) нужно генерировать самостоятельно, в обработчике ПередСозданиемЗадач(), однако система должна знать, что задач будет несколько, чтобы дождаться выполнения всех, а не двинуться дальше по маршруту после выполнения первой.
- Точка условия
Данная точка выбирает куда дальше двинется бизнес-процесс 1С. Выбор производится в обработчике точки ПроверкаУсловия(), который нужно создать в ее свойствах.Чтобы бизнес-процесс 1С пошел далее по условию «Да», нужно в обработчике установить значение Результат = Истина.
- Точка выбора варианта
То же условие, только многовариантное (больше двух вариантов ветвей). По умолчанию добавляется три варианта, их можно как убавить, так и добавить, нажав на них и используя кнопки Del и Ins. Для каждого варианта задается наименование.Отличия в обработчике состоят в том, что Результат должен быть равен конкретному варианту, например:
Результат = ТочкаВыбораВарианта.Варианты.Вариант1; - Точки разделения и слияния
Позволяет распараллелить выполнение задач и слить потом обратно. - Точка обработки
Позволяет в обработчике Обработка() выполнить произвольные действия, например сформировать документ или провести его. - Точка вложенного бизнес-процесса 1С
На этом месте создается другой бизнес-процесс 1С и начинает выполняться. Этот же бизнес-процесс 1С ожидает полного завершения вложенного.
Начало и завершение бизнес-процесса 1С
Бизнес-процесс 1С может быть просто создан и записан, также как и непроведенный документ.
Чтобы начать выполнение бизнес-процесса 1С, нужно его «стартовать», выполнив метод Старт() в программе или нажав кнопку Старт в режиме 1С Предприятие.
После завершения у бизнес-процесса 1С будет установлена галочка Завершен.
Бизнес-процессы 1С и роботы
Некоторые скептически относятся к бизнес-процессам 1С по причине их построения на основе задач – информационных напоминалок пользователям.
Они говорят — как напоминалка такая задача работает – пользователь увидел ее в списке и сделал, но:
- всем будет лень отмечать факт ее выполнения (или будут забывать)
- могут нажать, чтоб задача выполнена (для отчетности), а сами ничего не сделать.
Другие на таких скептиков придумали варианты участия роботов в бизнес-процессах 1С. Роботом на сленге 1С называют регламентное задание.
Регламентное задание – это задача, автоматически по расписанию выполняемая сервером 1С или специально запущенным клиентом 1С. Важно – что оно выполняется автоматически, само собой.
Такого робота можно запустить по расписанию с частотой раз в минуту (раз в десять секунд) и адресовать ему задачи также.
Вариант использования:
- У каждой задачи ставить галочку Групповая
- Формировать две задачи
- Одну задачу адресовать пользователю, другую – роботу
- Робот каждые N минут проверяет условие, что задача была выполнена (например, документ введен) и если это так указывает выполненными обе задачи, и за пользователя в том числе.
Другой вариант использования – когда в цепочке есть точка ожидания. Например ожидание оплаты заказа. Эта задача может быть адресована роботу, который проверяет ее наличие раз в день/час и выполняет когда оплата поступила.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.