Отладка 1С — где я?

Большинство программистов 1С знакомы как минимум с двумя методиками отладки: точки останова и узнать значение. Отладка очень полезна и эти две функции позволяют ей пользоваться на 90%.

Одна из проблем отладки – легкая возможность заблудиться. Множество общих модулей, подписки на событие, рекурсия и прочее. Кто с этим не сталкивался – попробуйте отладить типовую обработку «ОбменДаннымиXML». Очень веселое занятие.

Как найти себя в этой массе кода?

Читать дальше »

Запросы 1С

Программирование 1С состоит не только из написания программы. 1С это слиток действий пользователя и данных с которыми он работает.

Данные хранятся в базе данных. Запросы 1С – это способ доставать данные из базы данных для того, чтобы показать пользователю в форме или чтобы обработать их.

Основополагающая часть отчета – это запрос 1С. В случае отчета СКД – это большая часть отчета.

Сядьте. Вздохните. Успокойтесь. Сейчас я скажу Вам новость.

Чтобы программировать в 1С недостаточно знать язык программирования 1С. Нужно еще знать язык запросов 1С.

Язык запросов 1С – это совершенно отдельный язык, который позволяет указать какие данные нам нужно достать из базы данных.

Он тоже двуязычен – то есть можно писать на русском или на английском. Он исключительно похож на язык запросов SQL и тем, кто знает такой – можно расслабиться.

Читать дальше »

Бизнес процессы 1С

Основа ведения учета в 1С – это операция ввода документа пользователем. Один документ оформляет одну произошедшую хозяйственную операцию (например – продали три утюга).

Вопрос в том, что в жизни организации существуют не единичные операции, а целые цепочки хозяйственных операций, связанные логически, которые называют бизнес-процессами 1С. Каждую отдельную операцию из этой цепочки могут выполнять разные сотрудники, а контролировать – еще другие.

Примеры бизнес-процессов 1С — оформление покупателем заказа с последующей оплатой и отгрузкой:

  • Принять заказ (девочка оператор)
  • Ожидание поступление денежных средств (платежку загружают из клиент банка в бухгалтерии)
  • Формирование сбора заказа на складе (складские работники)
  • Согласование отгрузки (начальнег)
  • Отгрузка (грузчики).

Каждую из этих операций возможно оформить в 1С. Каждую оформляют разные сотрудники разных отделов.

Вопросы:

  • Как сообщить каждому следующему пользователю, что ему пора выполнять действия в этом бизнес процессе 1С?
  • Как связать события в одну цепочку и оставить для истории потомкам?
  • Как проконтролировать цепочку от начала до конца и понять когда все ок?

Читать дальше »

Регистры 1С

Документы – суть ведения учета в 1С. Каждый документ имеет результат, например пришло товаров +10 шт.

Отчеты – позволяют смотреть результаты. Суммируют эти результаты и показывают пользователю.

Однако документов много и если бы приходилось суммировать их результаты, то это было бы слишком сложно. Поэтому придуман лучший способ!

Документы записывают свои результаты (называют «движения») в специальные таблицы – регистры 1с, которые сами суммируют результаты, чтобы отчет просто отобразил заранее посчитанные итоги.

Сегодня мы поговорим про регистры 1С и их использование.

Регистр 1с – это таблица, такая же как и в Excel, каждый документ пишет в регистр 1с одну или несколько строк своих движений (результатов) с каким-либо знаком – плюс или минус. Это значит, что итого регистра 1С изменилось на соответствующую цифру.

Документ, который записал движения в регистр 1С, называют Регистратор. Дата и время движения равны (в 99% случаев) дате документа. Дату движения называют Период.

Каждый регистр 1С учитывает обычно движения какого нибудь одного справочника. Например, регистр 1С Товары на складах – движения товаров (в терминах 1С «номенклатуры») – сколько поступило товаров на склад, сколько убыло. Регистр 1С Взаиморасчеты с контрагентами (покупателями и поставщиками) – движения договоров с контрагентами – сколько нам стал должен контрагент после покупки или сколько мы ему должны после оплаты. Справочник, в разрезе которого ведется регистр называют основным измерением (аналитикой) регистра 1С.

Конечно же никто не делает одно основное измерение к у регистра 1С. Ведь если мы учитываем движения товаров, то нам интересно не только какой товар уменьшился или прибавился, но и например, по какому складу. Поэтому всегда есть три-пять дополнительных измерений «на всякий случай», которые можно назвать дополнительной аналитикой регистра 1С.

Как документ проводится по регистрам?

Читать дальше »

СКД 1С

СКД 1С расшифровывается как Система Компоновки Данных. СКД 1С – это новый способ написания отчетов в 1С, который позволяет пользователю полностью настраивать отчет самостоятельно.

Минус СКД 1С в том, что его настройки достаточно сложны и не все пользователи усваивают их быстро.

Написание отчетов СКД требует умение работать с запросами в 1С, что мы обсуждали в уроке по запросам 1С.

Какова технология создания отчета СКД 1С:

  • Написать запрос 1С в СКД 1С, который обеспечивает получение данных
  • Указать СКД 1С роль полей (вычисляемые поля, ресурсы)
  • Ввести настройки СКД 1С по умолчанию.

Пользователю остается возможность изменить множество настроек по своему желанию.

Какова технология создания отчета по предыдущим технологиям:

  • Написать запрос в программе 1С
  • Разработать форму настроек (уникальную для отчета), которая позволит изменять только выбранные программистом N настроек
  • Написать код (программу) выполнения запроса и построения печатной формы отчета.

Как Вы видите, СКД 1С имеет значительное преимущество как для пользователя, так и для программиста:

  • Программист – избавляет от написания программы для выполнения отчета и настроек
  • Пользователь – получает значительный доступ к настройкам отчета.

Во всех новых конфигурациях 1С все отчеты будут использованы только на СКД 1С.

Давайте посмотрим как создать отчет на СКД 1С самому с нуля.

Читать дальше »


Методы исправления ошибок 1С

Вы (или пользователь) работаете в 1С. Вдруг – ошибка. Что делать?

Конечно самое правильное – проанализировать — что за ошибка 1С, ее причины, провести в отладчике 1С часик-другой, чтобы выяснить что к чему.

Что делать, если это невозможно? Нет времени, нет желания, недостаточно знаний. Вот несколько очень вредных советов по быстрому исправлению ошибок в 1С.

Читать дальше »

Критерии отбора 1С

Если у документа есть поле (реквизит), то по его значению можно отобрать все документы, в которых он встречается.

Это легко сделать с помощью запроса.

Вопросы начинаются, когда мы хотим отобрать разные документы по одному значению. Например, у нас есть контрагент (хороший парень) и мы хотим посмотреть все документы, которые были с ним оформлены – и отгрузки, и платежки.

Как это сделать?

Читать дальше »

Печать в 1С

В прошлый раз мы с Вами решили, что неплохо было бы разобраться с печатными формами 1С. Каждый электронный документ 1С может быть распечатан на бумагу и делается это с помощью печатных форм 1С. Печатные формы состоят из именованных блоков, например Шапка, Строка и Подвал.

Как сделать печатную форму – уже понятно. Как разбить ее на блоки – тоже. Но как происходит печать в 1С всего этого дела? А особенно – как вывести не просто текст макета, а содержимое электронного документа?

Вот это мы и посмотрит прямо сейчас.

Читать дальше »

Регламентные задания 1С

Некоторые задачи в документообороте и учете бывает необходимо выполнять периодически. Например, по двадцатым числам. Или ежедневно.

Обычно в компании стараются создать правила о выполнении таких задач – кто, когда и как должен выполнить задачу, кто проконтролировать.

Такие задачи называют – регламентированными, то есть выполняемые согласно регламента.

В ИТ часто регламентированно выполняется мониторинг.

Это хорошо знакомо системным администратором – есть специальные программы, которые периодически проверяют работоспособность серверов и сетевой инфрастуктуры и сообщают смс или электронным письмом администратору.

Аналогичные вещи существуют для вебмастеров – для проверки доступности сайта в течении суток.

В 1С задачи мониторинга и любые другие периодические задачи, которые должны выполняться автоматически по расписанию, выполняются с помощью механизма Регламентые задания 1С.

Поговорим сегодня про них.

Читать дальше »

1С 8.2 формы

В прошлом уроке мы с Вами рассмотрели разработку экранных форм 1С для обычного (толстого) клиента. В версии платформы 1С 8.2 появились управляемый и веб клиент (их отличия можно посмотреть здесь). В них используются новые экранные формы 1С 8.2. Их называют управляемые формы 1С 8.2.

Управляемые формы 1С 8.2 – это будущее 1С. Они отличаются от обычных форм 1С 8.2 тем, что генерируются системой автоматически на основе специальных настроек («обычные» формы просто рисуются программистом по своему желанию).

Различия в разработке управляемых форм 1С 8.2 от обычных – значительны. Поэтому мы собрались сегодня отдельно обсудить создание и изменение управляемых форм 1С 8.2.

Читать дальше »

Таблицы 1С

Для того, чтобы учитывать деньги и товары, в бизнесе широко используют разные таблицы. Почти каждый документ – это таблица.

В одной таблице перечислены товары к отгрузке со склада. В другой таблице – обязательства по оплате этих товаров.

Поэтому в 1С видное место занимает работа с таблицами.

Таблицы в 1С также называют «табличные части». Они есть у справочников, документов и других объектов конфигурации 1С.

В языке 1С таблицы называют «таблица значений».

Сегодня мы поговорим про работу в 1С с таблицами.

Читать дальше »

Web сервисы 1С

Обмен данными обычно организовывается с помощью выгрузки файла из одной программы и загрузки в другую. Некоторые программисты предоставляют сторонним программам доступ в SQL базу 1С (что вроде как сильно не рекомендуется).

Термин «обмен данными» не всегда подходит к задаче, иногда более корректно сказать – предоставление данных. Например, внешней программе требуется идентифицировать – существует ли такой клиент в 1С и его баланс.

Предоставление доступа к данным 1С – некорректно по причинам безопасности данных. Необходим скорее механизм проверки по имени и паролю с дальнейшим возвратом баланса.

Этот подход называют – сервисным, когда программа предоставляет не данные, а сервис, который позволяет идентифицировать клиента и узнать его баланс.

Как это работает?

Читать дальше »